101domain.ua
Posted In: Uncategorized, Общий раздел

Стратегии новых gTLD — для компаний всех размеров

Многим уже надоело слушать о «скором запуске новых gTLD доменов». Но теперь мы уже можем сказать — новые gTLD запущены и они доступны к регистрации! Пятого февраля стали доступны для широкой общественности первые новые домены верхнего уровня и мы видим, что каждую неделю теперь запускается как минимум по 5 новых доменных зон (и так планируется на протяжении всего 2014 года). Это захватывающее время для владельцев брендов, инвесторов и просто интернет пользователей. Вот что происходит (если выразить это в числах):

Новые генерические домены, что планируется запустить в этом году: более 600

Новые генерические домены, которые будут запущены в феврале: более 30

Новые генерические домены, которые уже доступны к регистрации: более 15

Количество новых генерических доменов, зарегистрированных в первые две недели: более 55 000.

Если взять в расчет, что 55 тысяч новых доменов было зарегистрировано за первые две недели, при том, что запущено было не более 2% от всех новых доменных зон, то по нашим скромным оценкам в 2014 году будет зарегистрировано не менее 3 000 000 новых генерических доменных имен. Одни из самых популярных доменных зон, такие как .EMAIL, .WEB  и .SHOP не будут запущены раньше, чем в конце 2014 года или начале 2015-го, по этому можно сказать, что количество зарегистрированных доменов (с учетом этих популярных зон) превысит 5 миллионов.

Давайте не будем забывать о том, что на данный момент уже зарегистрировано более 260 млн. доменных имен. Рынок доменов растет в среднем на 15% из года в год, и основной прирост наблюдается в национальных доменах (таких как .DE, .CO.UK, .CN, или .RU). Многие менеджеры по интеллектуальной собственности постоянно следят за содержимым сети, обеспечивая соблюдение прав своих торговых марок и возвращение доменных имен, которые были зарегистрированы с нарушением этих прав, а также борются с поддельными сайтами и сайтами фишинга. С приходом новых доменов верхнего уровня ситуация сильно не измениться, но рынок станет гораздо шире и появится намного больше инструментов для защиты ваших торговых марок.

Стратегия

Общая стратегия

Ежедневно к нам обращаются клиенты с вопросами об оптимальной стратегии для управления их портфолио доменов и правильном подходе к программе новых доменов верхнего уровня. Создание стратегии для управления доменными именами, как существующими, так и новыми gTLD влечет за собой появление множества вопросов. Получив ответы на эти вопросы вы сможете сформировать свой подход.

Каков ваш планируемый годовой бюджет?

Сталкивались ли вы с перехватом доменов, фальсификацией или нарушением авторских прав?

Влияет ли на вашу прибыль перенаправление интернет трафика с вашего сайта на ложный ресурс?

На сколько ваша интеллектуальная собственность терпима к рискам?

Ведете ли вы бизнес (или планируете) в других странах?

Может ли ваша команда маркетологов использовать уникальные возможности новых доменов gTLD?

Подход — подождем и посмотрим.

Этот подход требует меньше всего авансовых инвестиций по защите вашего бренда в пространстве доменных имен. Но прежде чем принимать эту стратегию за основу — необходимо помнить о некоторых нюансах. Во-первых, хотя многие из компаний и проверяют планируемую к использованию торговую марку в своей юрисдикции, но далеко не все из них в состоянии проверить многие важные генерические домены а также домены стран, где они намерены расширяться в будущем. Часто наблюдается одна и та же ситуация, когда компания начинает расширяться в другую страну, а её название (название торговой марки или бренда) уже занято и используется.

Так что не смотря на то, что компания владеет торговой маркой, заполучить имя домена после того, как его уже зарегистрировал кто-то другой, не всегда представляется возможным. К примеру компания скорее всего не получит такое доменное имя, если имя домены было зарегистрировано до того, как начали использовать торговую марку или эта марка не присутствовала и не использовалась в конкретной юрисдикции когда доменное имя было зарегистрировано. Некоторые из наиболее популярных национальных доменов не имеют никаких досудебных инструментов решения споров по доменам и единственным вариантом решения конфликтных ситуаций для этих доменов остаются местные суды.

Подход — ограниченный бюджет

Если применять такой подход к существующим gTLD и ccTLD доменам, то он может оказаться достаточно эффективным для создания базовой оборонительной стратегии для одной торговой марки. Покрытие 50-ти стран с самым большим ВВП обойдется примерно в 3 тыс. долларов США в год. Это неплохая стратегия для начала.

Относительно новых доменов gTLD — мы рекомендуем пройти проверку в Клиринговой палате по торговым маркам, что даст возможность владельцам этих торговых марок получить желаемые домены в период запуска Sunrise.

Прохождение такой проверки предоставит возможность первому зарегистрировать необходимое доменное имя, а также воспользоваться программами различных реестров по блокировке новых доменов gTLD. К примеру за годовую плату в 1000 долларов можно заблокировать от использования все новые gTLD, поддерживаемые реестрами Donuts и Rightside, которые отвечают почти за половину новых доменов верхнего уровня (в районе 600 доменов).

Подведем итог по этой стратегии — эта стратегия даст возможность защитить вашу торговую марку доменным портфолио, которое покроет около 90% мировой экономики и больше половины новых gTLD при расходах в районе 5000 долларов США в год.

Оборонительная стратегия

Эта стратегия будет хороша в первую очередь для компаний, онлайн репутация и доверие потребителей к торговой марке или бренду которых имеет решающее значение. Компании, подпадающие под данную категорию, включают банковские и финансовые учреждения, много национальные корпорации, быстрорастущие компании электронной коммерции и компании соц. медиа, здравоохранительные  организации, а также развлекательные и информационные организации.

Этим компаниям следует быть бдительными и вести агрессивную политику в отношении защиты их товарных знаков в Интернете по всему миру. Им следует обратить внимание на все уже имеющиеся доменные зоны (как gTLD, так и ccTLD), зарегистрироваться в Клиринговой палате по торговым маркам, заблокировать все новые домены, для которых предоставляются такие услуги блокировки и зарегистрировать все новые gTLD домены, которые касаются их отрасли.

При этой стратегии имеет смысл получить консультацию у корпоративного регистратора, который сможет дать вам советы по стратегии, рискам и различным требованиям, предъявляемым к регистрации того или иного домена и срокам запусков новых доменных зон.

Новые инструменты, доступные для владельцев торговых марок.

В не зависимости от выбранной вами стратегии, следует знать о правах, средствах защиты и правоприменительных инструментах которые предоставляет программа новых gTLD. Ниже мы привели список наиболее важных:

Клиринговая палата по торговым маркам (Trademark Clearinghouse или сокращенно TMCH) — это централизованная система по регистрации и проверке торговых марок, которые будут использоваться для регистрации доменных имен в период запуска Sunrise всех запускаемых новых gTLD. Стоимость — в районе 150 долларов США в год.

Оповещение о занятых торговых марках — это одна из функций Клиринговой палаты по торговым маркам, которая предупреждает регистрантов о том, что регистрируемое ими доменное имя может нарушать права существующей торговой марки.

UDRP (Единый процесс разрешения споров) — это единая политика разрешения споров , подчинение которой требуется ICANN для каждого нового gTLD, также как и для существующих генерических доменов. Подача такого спора на рассмотрение будет стоить примерно 2500 долларов США.

URS (Uniform Rapid Suspension) — Единая система быстрой приостановки — это модернизированная версия UDRP, которая предназначена для явных случаев нарушения авторских прав.  В этом случае доменное имя не передается заявителю — оно переводится в статус ожидания (on hold) до окончания срока действия. Стоит в районе 300 долларов США за одну подачу.

В заключении хотелось отметить еще раз — важно понимать происходящее и оценить все возможные варианты. Ведь времена меняются и никто не хочет остаться позади.